Фото: Исправление восьмерки

Велосипедное колесо восьмеркой

Выравнивание "восьмерки" - это регулировка натяжения спиц колеса.

Колеса подвергаются экстремальным нагрузкам - от удара о неожиданную выбоину до грубой езды по бездорожью. Со временем или в случае сильного удара это может привести к тому, что колесо станет "неправильным".

Velodrive.ru

Это проявляется в виде колебаний в боковой (поперечной) плоскости колеса или его округлости (радиальной).

Из-за этого колесо будет плохо управляться при езде и потенциально сократит срок службы других элементов велосипеда. Если на вашем велосипеде установлены ободные тормоза, то при вращении обод может задевать колодки. В крайних случаях это может даже привести к истиранию задней покрышки о внутреннюю поверхность подседельных штырей.

Поскольку в изготовлении колес очень много нюансов, это руководство ни в коем случае не является исчерпывающим и служит лишь ориентиром для возвращения вашего колеса в рабочее состояние.

Правка колес требует базового понимания принципов создания колес, терпения и практики - очень маловероятно, что у вас все получится с первого раза.

Необходимые инструменты

  • стенд для правки колес;
  • соответствующие спицевые ключи;
  • держатель спиц (если у вашего колеса аэроспицы);
  • прибор для выравнивания (развал-схождения) колес;
  • тензиометр для спиц (рекомендуется, но не обязателен)

Как исправить колесо

Правка колеса - это, по сути, балансировка четырех переменных.

В первую очередь следует проверить, не ослабли ли спицы, вручную или с помощью тензиометра.

ВелоСклад

При правке колеса лучше всего снять покрышку, поскольку с ней гораздо сложнее точно определить, насколько радиально верен обод.

Я также рекомендую проверить верхнее и нижнее предельное натяжение спиц, чтобы знать, что они находятся в правильном диапазоне, и избежать их чрезмерной затяжки.

Это следует уточнить у производителя обода, так как почти всегда этот показатель будет ниже, чем верхний предел спицы.

Если вы перетянете спицу, она может сломаться или повредить обод.

В двух словах как убрать восьмерку на велосипедном колесе

  1. Поработайте над боковой правкой колеса.
  2. Затем перейдите к радиальной правке.
  3. Снимите напряжение со спиц и повторяйте шаги 1 и 2, пока не будете довольны результатом.
  4. Проверьте правильность развала колеса.
  5. Снова снимите напряжение, если необходимо внести какие-либо коррективы.
  6. Проверьте, все ли натяжения находятся в пределах нормы.

Боковая правка

Боковая правка - это устранение любых боковых колебаний.

Медленно вращайте колесо, пока не увидите и не услышите, как часть обода соприкасается со стендом.

Определите спицу, которая нуждается в регулировке. Вероятно вам может потребоваться отрегулировать несколько спиц с одной стороны.

Если посмотреть на спицу перед стендом для правки, то при повороте ниппеля спицы по часовой стрелке натяжение увеличивается, а против часовой - ослабляется.

Я рекомендую регулировать спицу на четверть (или даже восьмую) оборота, чтобы вы могли внимательно следить за изменениями.

Velodrive.ru

После того как вы разобрались с первым, определите следующий проблемный участок. Продолжайте работать над боковой правкой, пока не будете довольны результатом.

Радиальная правка

Хотя обод может быть правильным в поперечном направлении, это не значит, что он правилен в радиальном.

Подведите штангенциркуль под обод, чтобы проверить, где он отклоняется от нормы, перемещая его вверх до легкого контакта.

Участок обода может смещаться внутрь к ободу или наружу от обода.

При радиальной правке мы воздействуем на пары спиц, чтобы притянуть или оттолкнуть обод. Определите две ближайшие к проблеме спицы и затяните каждую на четверть оборота, чтобы сдвинуть участок к ободу, или ослабьте, чтобы отодвинуть от обода.

Когда вы делаете радиальные поправки, боковая правка, скорее всего, пострадает. Я рекомендую проверять боковую правку каждые три-четыре радиальные.

Снимите напряжение с колеса

Когда вы будете довольны своей работой, снимите колесо с подставки и возьмите его горизонтально руками за верхний обод в положениях "10" и "2 часа".

Прижмите колесо к бедрам, оказывая давление через предплечья. Убедитесь, что на вас надет фартук или что-то защитное, потому что обода часто бывают грязными. Не волнуйтесь, если вы услышите стук спиц - это звук, который издают головки, возвращаясь на место.

Пройдитесь по колесу, чтобы равномерно снять напряжение.

Еще один способ снять напряжение с колеса - надавить на него, пока оно лежит на полу. Вы можете увидеть примеры, когда механики стоят на ободе. Хотя это тоже снимает напряжение (и обод должен выдержать усилие), мой метод менее разрушителен.

После снятия напряжения проверьте свою работу на стенде и при необходимости повторите описанные выше шаги.

Видео-инструкция